dima78 (dima78) wrote,
dima78
dima78

Category:

Развитие активности и инициативности у детей

Развитие активности и инициативности у детей

Нелёгкая это работа, развитие активности и инициативности у детей. Но лучше постараться в раннем для них возрасте (и в молодом для себя, когда это ещё легко) и научить действовать самим, чем потом всю жизнь ходить за ними и вытирать им сопли по разным поводам :) И нелёгкая не в смысле того, что ребёнка трудно приучать к инициативности, всё наоборот – изначально у них этого добра выше крыши, а вот переварить этот фонтан, помочь ребёнку в его начинаниях и не поломать их своим зверским диктатом – вот что трудно. Ребёнок ведь будет всё делать по своему, и совсем необязательно быстрыми или оптимальными способами, а вам во всём этом придётся помогать, вместо того, чтобы сказать «отойди в сторонку, я быстро сделаю сам» или взять за руку и протащить по нужной последовательности.

Идея до безобразия проста – ребёнок всё делает сам, а вы – на подстраховке. Минимум командования и бездумного следования родительским указаниям. Инициатива что делать, а что нет – исходит от ребёнка. Ваше дело – помочь и поправить там где надо. Если что-то совсем уж не так – стараться объяснить, может быть уговорить на другой способ, по минимуму диктатуры. И если он делает неправильно, то прекращать это нельзя – ведь только на эксперименте, на своих ошибках, ребёнок научится находить правильные решения. А если вы сами заставите его сразу делать правильную, по вашему мнению, последовательность действий, то ребёнок её заучит, но не научиться сам вырабатывать такие последовательности, а ведь вы рядом с ним всю жизнь не будете.

Аналогично, если вы хотите занять ребёнка чем-то полезным, надо не командовать «вперёд», а показать, рассказать, увлечь на это занятие, начать делать самому – а ребёнок подтянется к вам. Или не подтянется, что тоже нормально. По большей части он будет занят своими «безсмысленными» с вашей точки зрения делами, и вам придётся сделать много попыток, прежде чем ребёнок присоединиться к нужному занятию. Есть небольшая хитрость – можно уговорить ребёнка попробовать какое-то занятие, сказав, что если не понравится, не будем продолжать. Попробовав, что это такое, он может и откажется, но потом запросто может вернуться по своей инициативе. Как пример результата такого воспитания у нас – когда ребёнок что-то делает сам, попытка подсказать (если сам не просит) или сделать правильно, приводит к негодованию, отбрасывает родительский вариант, потом правильный вариант всё-таки находит, но уже сам.

И это не баловство, когда каждая дурацкая прихоть ребёнка удовлетворяется. Это именно приучение к осознанному и жизненно важному выбору решений. Здесь всё в ваших руках – или приучить его, что по первому требованию он получает конфетку, и обламывать в других начинаниях (например, не давая помочь по дому или одеться самому), или наоборот.

Теперь примеры с самого маленького возраста.

Младенцев советуют не пеленать – нужна свобода движений. От самого рождения нужны стимулы в окружении – красивые картинки вокруг, игрушки до которых можно дотянуться и они будут звучать в ответ, побольше пространства для манёвров. Потом советуют делать трэки из подушек, чтобы ползать по ним. Постоянный контакт с родителями – не просто приласкать/покормить, а активные игры, динамическая гимнастика (это когда ребёнка подбрасывают, кружат, качают, дают повисеть, и т.п. держа за разные части тела). Упражнение с подталкиванием в пятки, чтобы пробовал ползать с самого раннего возраста, потом цель – доползти до игрушки. Манежи и кроватки не рекомендуются, как ограничивающие свободу. В колясках и прочих средствах транспортировки и сна должны быть прорези или прозрачные места, чтобы ребёнок видел окружающее, или даже таскать его в рюкзачке на груди (кажется слинг называется).

Наш тоже когда-то бурно возмущался, чтобы его не ложили в кроватку, даже спать в ней не любил. На руки просился, и обязательно, чтобы встали и ходили с ним, и качали. Потом по дому всему ползал, распотрашивал всё до чего доберётся и бурно возмущался, если его сажали обратно «на место».

Потом, когда подрастёт (возраст год или два) – будет исследовать дом, и содержимое всяких ящиков, пробовать пойти вдаль от детской площадки – не надо ему в этом мешать. Мы так когда-то много кругов по району намотали. Про всё что повстречаем, можно рассказать много интересного, показать разные вещи, на которые он ещё не обращает внимание. Если сам спросит – так вообще здорово. Я тоже вначале тормозил, а потом втянулся – оказывается можно рассказать много интересного и доступно объяснять даже завёрнутую физику. А потом он и сам будет рассказывать про всё что повстречает, дома будет делиться впечатлениями – тут его и порасспрашивать можно. Ещё идея – носить с собой фотик и делать репортаж, потом дома показывать другому родителю, с цифровиками это просто. Или хотя бы зарисовывать на бумажке.

Когда ребёнок ещё не умел говорить, но уже слегка понимал речь, спрашивал у него что дальше делать, там домой пойти или ещё куда, в какую игрушку и прочее-прочее. И давал время подумать, понять, что от него ждут принятия решения. И он думал. Потом отвечал, показывал пальцем куда идти, кивал на нужный вариант, говорил на своём языке. Как подрос и научился говорить – стал настоящим командиром, уже сам говорит что делать, и местами замучивает напрочь.

Если захочет помочь по дому – не надо отбирать у него с криками «не дорос ещё», лучше выделить ему что-то, что он сможет ковырять вместе с вами, пусть и безрезультатно. У нас (возраст от года до двух, точно уже не помню) так и пылесос катал, картошку чистил, посуду мыл, игрушки свои любит складывать, это из того, что вспомнил. Иначе потом не заставишь даже свою комнату убирать.

Из более позднего возраста (около трёх лет). Сам может пойти гулять куда захочет, за ним только надо идти. Домой таким же образом возвращается, через всякие петляния, заходы в магазины и детские площадки, но в итоге приходит домой. В магазине сам ищет нужные товары где лежат из тех, что ему названы. Принимает решения, что нужнее – сок, шоколадка или котлеты. Просит поднять, чтобы дотянуться или рассмотреть что-нибудь. Корзинку и деньги в кассу даёт. А я только хожу следом и помогаю. Upd: Ещё более поздний возраст (4-5) - даю деньги, жду снаружи, ходит сам покупает, выбирает в точности то, что сам заранее хотел. Аналогичным способом нередко хитро и целенаправленно подводит родителей/родственников в магазин/на рынок прямо к нужному ему товару ;)

Upd: Ещё парочка моментов. Ребёнок может колбасится по естественным поводам, например хочет в туалет, спать, есть, устал/перевпечатлился, засиделся дома (надо на улице гулять) и т.п., но при этом говорить не про настоящую причину, а требовать какую-то другую вещь. Такие моменты надо распознавать. У нас например перед сном бывают капитальные глюки и раздражается по мелочам, исправление которых ничего не даёт. Второй момент, хитрость - если требуемое ребёнком давать нежелательно, то можно переключить внимание на другой предмет (как это делать - см. выше).

Upd: Когда он был совсем маленький (~1год) разрешал ему падать, там где неопасно - самому, где опасно - с подстраховкой, всякие кувырки пробовали, акробатику минимальную на диване. И когда падал - спокойно давал вставать ребёнку самому, а не бросался с воплями поднимать (как это иногда делали впечатлительные окружающие). Итог - когда падает (а падать научился правильно), встаёт, подходит, и только потом плакать или пожалеть. Если уж совсем серьёзно упадёт - то да, надо вытаскивать, но такое редко. Тоже касается подготовки к другим опасностям, со всяких лестниц показывал как можно упасть (мне в руки), если не держатся руками и т.п.

И всё это сказывается на других областях. Не то, чтобы у нас получается как у крутых индейцев всё ему разрешать, но стремимся. Результат того стоит.


Ссылки по теме:

  • family.ru/fedotov/public/champion_1.shtml
    Олимпийский чемпион в первые три года жизни (Физическое развитие с первых дней после рождения)
  • babylib.by.ru/tema/tyulenev/odaren.htm
    Как развивать детей одаренными?
  • denis-burkhaev.livejournal.com/45773.html - книга "Другая Химия", о том как загнобить ребёнка с самого детства или наоборот вырастить нормального человека. и в целом denis_burkhaev посвящён этому вопросу и преодолению детских тараканов у взрослых людей, в т.ч. влияющих на успех в жизни, отношения м-ж и т.п.
Tags: children
Subscribe

  • Дисковые войны

    Дисковые войны Поиграл с дитём в тарелку, которая летающая. Правильно посланный диск классно летает, возможны как хитрые подвыподверты так и…

  • Детско-головоломное

    Детско-головоломное Игрушки нашего детства, головоломки а-ля змейка, пирамидка, кубик-рубика, проволочки сцепи-расцепи :) У нас к сожалению не…

  • Правильная парта/стол для ребёнка

    Правильная парта/стол для ребёнка Называется ДЭМИ, dami-mebel.ru, парта-трансформер со стулом. Высота стола и стула регулируется, наклон стола…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments