dima78 (dima78) wrote,
dima78
dima78

Categories:

Воспитай воина (часть 1)

Воспитай воина (часть 1)

Rushing war eagle
картинка найдена у katja_k

Отрывок из книги Р. Подольный «Связь времён». Сама книга старая, издана давно при Союзе. Конкретно этот отрывок посвящён воспитанию детей. Мои примечания в квадратных скобках.

...

Да и сами мы, искренне возмущаясь шлепком, который позволит себе иная воспитательница детского сада, редко оспариваем право родителей наказать собственное дитя. Кого люблю, того и бью – и всё тут. И педагогические чтения, увы, вместе со всеми журналами и радиопередачами ничего не могут с этим поделать.

А собственно почему? Неужели мы не верим почтенным авторитетам педагогики? Верить, пожалуй, верим. Но мы невольно подражаем поведению своих родителей. Это, в конечном счёте, проявление той же самой Связи времён. Традиция.

В житейских разговорах, конечно, это объясняется иначе. Ребёнок, мол, должен знать тяжесть родительской руки, наказание должно внедрять в душу правила приличия и всякие иные.

Классическая формула объяснения дурного поведения – «драть некому». Сюда ещё добавляются утверждения, что наказания закаляют человека: стойко перенося их, маленький челочек воспитывает в себе волю, мужество и прочие более чем важные и полезные качества.

Я отнюдь не педагог (ни по образованию, ни по склонности) и не буду прибегать к педагогическим и психологическим доказательствам неверности таких суждений.

Ответ будем искать... в этнографии.

Вот стоит у пыточного столба юный Ункас, он же последний из могикан. Ему грозят огнём и железом, нет мук, которых для него не изобретут, а он, он издевается над врагами. Ни одна мышца лица не выдаёт не только стража, но и боли. Да, потрясённые путешественники не находили слов, чтобы передать спокойствие и мужество, отличающие индейцев.

А на южном конце южноамериканского материка живёт племя молуче, самое гордое, самое упорное, самое отважное из индейских племён. Эти эпитеты могут показаться преувеличением, но вот что говорит Жюль Верн в «Детях капитана Гранта»: «Населяют Арауканию молуче... гордое и сильное племя, единственное из американских племён, которое никогда не попадало под иноземное владычество». А «странной» чертой великого писателя, которого мы почему-то называем фантастом, была строгая верность истине всюду, где он говорит о географии и истории.

В пять лет маленький арауканец без посторонней помощи садится на коня, в восемь он отлично владеет боласами и прочим охотничьим арсеналом, описанным Жюлем Верном в той же книге.

Отважные воины, гордые, настойчивые, умелые – как же их воспитывают?

Увы! Против арауканского метода воспитания вместе с английскими сторонниками розог возмутятся и гуманнейшие из педагогов. Потому что здесь воля ребёнка – закон для родителей. Что бы он ни попросил, ни в чём ему нет отказа.

Если мальчику четырёх лет не нравится местность, где живёт семья – ничего не поделаешь, приходится перебираться на новое место. Мало того. Годовалому ребёнку позволяют бить родителей по лицу и даже поощряют его при этом. Мы же, наоборот, считаем, что так воспитывается жестокость, грубость и т.п.

Арауканцы настаивают на том, что эти шлепки по щекам ладошкой (и орудиями пострашнее, которые любящие родители подсовывают младенцу) – проявление отваги и очень способствует развитию мужества. Понятно, что о сечении детей или хотя бы редких шлепках и подзатыльниках не может быть и речи.

Вернёмся к североамериканским индейцам. Там – и не в одном каком-нибудь особенном племени, а во многих – известны случаи самоубийств маленьких девочек, не говоря уже о мальчиках. Причина? Материнский выговор, который показался слишком строгим. Или – самое тяжёлое из возможных в этих племенах наказаний – мать бразнула ребёнку водой в лицо. Побои и даже выговор – оскорбление. В детях всем укладом жизни прежде всего развивают чувство собственного достоинства. Страшно испытанное унижение, а не боль от удара.

Ведь в тех же племенах излюбленная игра подростков – соревнование, кто дольше продержит на ладони горящий уголь.

Примерно в таком духе были и детские игры маленьких спартанцев. Их учителя, однако, придерживались той же методы, что дед Горького. В Спарте детей без обсуждения виновности раз в год секли всех подряд и обязательно до крови. Жестоко наказывали за малейший проступок и в школах, в которых всех мальчиков воспитывали с семи лет, начисто оторвав от «разнеживающей» семьи. Мало того, каждый встречный мог отругать и побить ребёнка. Долгом того было вытерпеть оскорбления и побои без сопротивления, плача и жалоб.

Сохранилась от тех времён история мальчика, спрятавшего под одёждой лисёнка. Тот вгрызся ему в живот, пожирая внутренности, но ребёнок не шевельнул ни одним мускулом лица, чтобы не выдать свою тайну.

Да, это был блестящий результат спартанского воспитания. Но сверхсвободное и «разнеживающее» воспитание индейских детей приводило к результатам, которым могли бы позавидовать гордые потомки Геракла, правившие Спартой. Недаром же Паганель у Жюля Верна повторяет, говоря об ауруканцах: «настоящие спартанцы» .

А Фридрих Энгельс особо отмечает прекрасные результаты воспитания в родовом обществе и подчёркивает, что людьми, выросшими в таком обществе, восхищаются все путешественники.

При посвящении в воины, а тем более при вступлении в сан вождя индейцы во многих племенах подвергались испытаниям, среди которых лаконская лисица заняла бы почётное, но не первое место. Как вам понравилось бы несколько часов висеть в гамаке над костром, изрядно поджариваясь и дыша дымом? Или получить несколько десятков палочных ударов с тем, чтобы в кровавые рубцы был насыпан затем перец? И ничего. Выдерживали.

[Прим(моё): Другая версия – дыхание дымом вызывает изменённые состояния сознания, которые и являются целью различных инициаций и перерождений, в т.ч. и для воинских целей. См. Станислав Гроф «Путешествие в поисках себя», скачать: word-doc/html/isilo]

Ещё немного свидетельств об отношении так называемых нецивилизованных народов к детям. Рокуэлла Кента, долгое время жившего среди эскимосов, потрясло до глубины души их «попустительство» детям. Вот те скатываются с крутого обрыва. Рядом – море. Малейшая неловкость – и ребёнок в ледяной воде. Верная смерть. Кстати, иногда так и бывало уже. Но эскимосы, любящие родители, не хотят лишать своих детей знакомого им самим захватывающего удовольствия.

На некоторых островах Полинезии старший сын наследственного вождя свергал своего отца... самим фактом своего рождения. Отныне счастливый отец был лишь наместником, регентом жизнерадостного младенца и являлся к нему обнажённым по пояс, как подданный. То же, в соответствующих рамках, происходило в менее знатных семьях.

[Прим(моё): Когда ребёнок с детства имеет возможность управлять по настоящему, без всяких «вот вырастешь взрослым...», то он действительно научится управлять, а не самодурству, когда после наступления совершеннолетия неожиданно сваливается весь груз ответственности. Кстати, многие выдающиеся полководцы именно так и начинали!]

Современная Япония далеко ушла в области цивилизации по сравнению с Полинезией и индейскими племенами прошлого. Но и там – Связь времён! – детей почти не наказывают. И старик отец часто при жизни передаёт сыну имущество, права и власть хозяина дома.

Проявление национального характера? Или консервация на изолированном острове даже при феодализме и капитализме некоторых особенностей родового строя? По-видимому, ответив «да» на оба эти вопроса, вы не впадёте в противоречие с самим собой.

Но в большинстве случаев общества, в которых детей не наказывают, являются, увы, нецивилизованными. Когда у индейцев в Центральной Америке возникли государства, там быстро установились правила спартанского толка, а отнюдь не ирокезского или арауканского. У ацтеков детей не наказывали лишь до восьми лет. С восьми их начинали пугать орудиями наказания. В десять лет их связывали и кололи. В одиннадцать заставляли держать голову в клубах дыма. В двенадцать связывали провинившегося и выставляли голым на виду у всех. Как далеко это от тех понятий о наказании, которые были у предков ацтеков!

Государство было орудием насилия одного класса над другим. Насилия отнюдь не теоретического, отнюдь не скрытого.

На ранних стадиях развития государства насилие намеренно демонстрировалось во всей красе, его не стеснялись. Вспомните хоть чудовищные по своей жестокой откровенности надписи, высеченные по приказу царей Древнего Востока на скалах в честь побед и над сопредельными державами, и над собственными возмутившимися подданными.

Наказание подданных играет в государстве несравненно более важную роль, чем в родовом обществе наказание членов племени. За нарушение табу ведь человека наказывает не племя, а некая развязанная им самим злая сила. Государство наказаниями поддерживает признанные им моральные нормы. А это должно было отразиться и на отношении к самым «низшим» из подданных – детям.

[Прим(моё): Зато теперь есть другая форма насилия, когда детей вроде и не бьют, но всё равно забивают мозги в школах всякой ерундой, не согласится с которой, отстоять своё мнение перед взрослым учителем может фатально сказаться на оценках.]

Впрочем, полулегендарный Ликург, законодатель спартанцев, якобы ввёл всеобщее сечение детей до крови лишь для того, чтобы смягчить их участь, – раньше были распространены детские жертвоприношения. Что же, и это тоже было. Как и право древнего римлянина убить собственного ребёнка. Как и обязанность древних спартанцев, австралийцев и, может, быть всех народов прошлого: уничтожать детей, родившихся калеками и уродами. У австралийцев и некоторых африканских племён убивали одного из двух близнецов, а то и обоих. (А в Уганде, наоборот, радовались рождению близнецов. Но в масштабах планеты у первобытных племён такое ликование скорее исключение, чем правило.)

Впрочем, мне не хочется останавливаться на этих грустных, хотя и вполне объяснимых страницах истории. Для этой книжки важно, чтобы в привычных родительских шлепках и подзатыльниках (а я и сам, редко правда, бываю в них грешен) вы увидели не оправданный педагогический приём, а прямое наследие прошлого. Причудливо проявляется в нашей жизни Связь времён. И часто её было бы совсем не так уж плохо порвать.

Кстати, сейчас много говорят о позднем умственном созревании молодёжи, об инфантильности молодого поколения, несамостоятельности (духовной и материальной) множества юношей и девушек.

Что же, такое случалось и раньше. У большинства африканских народов дети пользуются теми же привилегиями, что у ирокезов. И бывало, что двадцатидвухлетние мужчины пытались избавиться от заслуженного наказания, утверждая: «Мы – дети».

Если у древних евреев и римлян в тринадцать лет мальчик получал право не только носить оружие, но и играть роль в обществе, то у спартанцев, которых мы столько раз поминали, он должен был, уже став взрослым мужчиной, до тридцати лет жить и учиться в школе, не имея права вступить в брак.

У китайцев родители имеют, во всяком случае по обычаю, право наказывать даже взрослых детей.

У инков же Перу все подданные независимо от возраста рассматривались как люди, нуждающиеся в воспитании. Словом, бывали уже общества, в которых люди поздно достигали (если достигали) подлинного гражданского совершеннолетия.

Возвращаясь к чувству собственного достоинства у детей первобытных племён, хочу ещё добавить, что и детские драки там – вещь крайне редкая. Так что объяснить стойкость взрослых воинов детской их тренировкой в стычках невозможно.

Боясь унизить чьё-либо достоинство и честь доходит у иных народов до смешного. На прекрасном Рароиа в Полинезии шведский исследователь Бенгт Даниельсон долго не мог понять, почему все футбольные матчи между островитянами кончаются вничью. Наконец он обратился за разъяснениями к постоянному судье этих матчей. Тот объяснил, что дожидается счёта два-два или три-три и тогда даёт финальный свисток.

– А если одна команда настолько сильнее другой, что ничейного счёта быть не может?

– Тогда я перевожу из неё игрока в команду более слабую, – таков был смысл ответа миролюбивейшего из судей.

Впрочем, такое отношение к спорту скорее исключение, чем правило. Может быть, оно возникло в сравнительно «тепличных» условиях этой части Полинезии, долго не знавшей вторжений врагов и войн.

Однако относительные мир и покой, царящие в семьях эскимосов и бушменов, арауканцев и чукчей, поражали многих чужестранцев больше, чем любые экзотические обычаи.

Русский учёный М.А. Энгельгардт написал в числе прочего книжку с названием «Прогресс как эволюция жестокости». В ней он, в частности, вспоминает случаи, когда чукчи или огнеземельцы, пожив среди европейцев и многому у них научившись, в конце концов навсегда покидали своих «благодетелей».

«Понятно, почему дикарь – какой-нибудь ботокуд... вдруг бросает европейскую культуру и возвращается к себе. В тупоумии ли дело? Представьте себе алеута, у которого дети никогда не бранятся, не дерутся, не терпят побоев и не слышат брани, – в культурной семье с культурными шлепками, визгом и прочим».

По-видимому, лишь некоторым восточным народам (вьетнамцам, японцам) удалось и сквозь «испытание государством» пронести своё прежнее мягкое, терпеливое отношение к детям, доведённое до почти полного отказа от наказаний.

[Прим(моё): В Японии детям до трёх лет позволяется почти всё без никаких наказаний. Если ребёнок чего-то хочет, но родители считают что нельзя, то ребёнка оставляют в покое пока он бьётся в истерике, и так пока он сам не успокоится. А после трёх уже начинается воинское воспитание. Когда общаются с детьми, становятся на колени (психологи так и рекомендуют, чтобы глаза ребёнка и родителя были на одинаковом уровне). См. ещё Масару Ибука "После трёх уже поздно", http://www.babylib.by.ru/ibuka/ibuka1.html]

Нынешняя педагогика пришла к тому же выводу о вреде побоев отнюдь не на историческом материале. Но и он здесь – к месту и в строку. Почему бы не взять у истории хотя бы этот урок? До каких пор человечество останется трудным учеником собственного прошлого?

Нельзя не сказать напоследок и о таких приёмах первобытного воспитания, которые явно противоречат положениям современной педагогики. Почти всюду в племенах с родовым строем маленьких детей часто и сильно пугают. И знакомые нам с вами по личному опыту «сереньким волчком», и медведем, и львом, и тигром, и хищной косаткой (тут всё зависит от географического местоположения племени). У некоторых народов Африки система запугивания детей в воспитательных целях чрезвычайно сложна и хорошо продумана. Иногда в ней принимают участие все взрослые мужчины деревни. Надев маски, под аккомпанемент музыкальных инструментов они разыгрывают роли духов, готовых наказать всех непослушных детей.

[Прим(моё): И здесь не всё так просто, похоже на отголоски переживаний изменённых состояний сознания, а то и вызов таких состояний. См. Грофа.]

Но надо сказать сразу, немалое число племён на нашей планете вовсе или почти обходилось и без такого прямого запугивания. Так что нет оснований ратовать за возвращение его в современный арсенал педагогических приёмов.

Зато можно с уверенностью говорить о благотворном влиянии раннего приобщения детей к труду. Почти всюду в родовых обществах они между пятью и десятью, на худой конец двенадцатью годами осваивают основные умения своего племени.

[Прим(моё): А можно ещё раньше – если ребёнок в год-два рвётся вам чем-то помочь по дому, сделать самому, не надо отбирать у него, думая «не трогай, я сам быстрее сделаю». Пусть делает по мере сил, даже если больше перепортит (под вашим присмотром). И даже надо специально ребёнка привлекать к домашней работе, чтобы привыкал помогать с самого детства. Иначе получится в итоге бездельник. См. ещё Никитиных, http://www.lib.ru/KIDS/NIKITINY/ ]

На острове Рароиа дети десяти-двенадцати лет оказываются главными работниками в семье. А вот что писал, например, русский исследователь Сибири Л.Я. Штернберг:

«...гиляцкий подросток десяти-двенадцати лет обыкновенно уже accomplished gentleman (совершенный джентльмен). Он не только ловкий стрелок, рыболов, гребец и т.д., но уже физический работник, такой, как все. Мало того, он в значительной мере обладает уже всей суммой духовного знания, он знает уже из практики все родовые обычаи, все родственные знания, знает легенды, сказки и песни своего племени, и в довершение всего – то знание людей, которое даёт постоянное пребывание в обществе взрослых: в путешествиях, на охоте, рыбной ловле, празднествах и т.д. Отсюда – его чувство собственного достоинства, и солидность в речи, и умение держаться в обществе».

[Прим(моё): Вот так! Наступает половая зрелость – и пошёл сам зарабатывать на жизнь и отвечать за свои решения. А у нас наоборот, искусственно оттягивается возраст зрелости, чтобы подольше подержать подростков под отупляющим присмотром школы. А раньше ведь как было? Закончил восемь классов, в вперёд, в профтехучилище, сразу и учиться, и работать, да и экономический эффект от этого неслабый. См. ещё Противоестественные ограничения, http://www.contr-tv.ru/common/1232/ ]

Может быть, самое большое различие между воспитанием в классовом и доклассовом обществе заключается в том, что в последнем между детством и юностью проводилась отчётливая демаркационная линия. И переход через неё не просто чрезвычайно труден, но и чрезвычайно опасен. Он связан с обрядами инициаций, посвящения подростка в полноправные члены племени. У одних народов этот обряд мучителен, но сравнительно кратковременен (скажем, у индейцев бассейна Амазонки). Надо выдержать несколько десятков или сотен укусов ядовитых насекомых, надо повисеть над костром, в пламени и дыму, надо перенести бог знает ещё какие пытки (у каждого почти племени свой набор их). А затем, если не считать необходимости некоторое время воздерживаться от пищи вообще или некоторых её разновидностей, испытания можно считать законченными.

[Прим(моё): Психофизиологические перегрузки погружают психику в стресс, в беспомощное младенческое состояние, из которого во время инициации психику можно перепрограммировать в новое качество, получается эффект перерождения человека, см. Промывка мозгов прошлое и настоящее, http://www.contr-tv.ru/common/1238/ Главное при таком перерождении получить положительный опыт, а не попасть в какую-нибудь секту. Другой вариант, связанный с дыханием и применением психоделиков, это достижение изменённых состояний сознания, в которых тоже происходит рождение человека заново (см. Станислав Гроф, ссылка выше). Как много мы потеряли от цивилизации. Как это можно компенсировать сегодня? Армия далеко не везде хороша, но зато есть секции боевых искусств, военно-спортивные клубы. Тренировка с хорошей нагрузкой, марш-броски, учебные бои (например, с применением airsoft-оружия) и рукопашные поединки, в сочетании с правильным тренером и правильными товарищами делают своё дело. Тут и какой-никакой отрыв от семьи получается. Не помешает подростку научиться зарабатывать себе на жизнь, как минимум, чтобы обеспечить себе раздельное жильё и пропитание. И то, и другое уже должно быть по достижении половой зрелости – тут и подростку будет чем заняться, и мотивация в таком возрасте проявляется, и самоутверждение правильное.]

А вот у австралийских аборигенов они проходят, так сказать, в несколько туров, разделённых месяцами, а то и годами.

Инициации можно назвать экзаменами на аттестат общественной зрелости молодого человека. Как и на всяких экзаменах, здесь тоже бывают «провалившиеся» – те, кто не выдержал физических мучений, или струсил, когда его пугали священными масками, или оказался не в состоянии выполнить одно из ритуальных заданий. И поверьте, нет провала страшнее. Ведь «переэкзаменовка» практически невозможна (хотя у некоторых племён она изредка и допускается). Несчастный «двоечник» обречён до конца своих дней считаться ребёнком, а кое-где его просто объявляют женщиной.

Он просто не может завести семью – ведь только взрослый мужчина вправе вступить в брак; его голос не имеет никакого значения в племени, вся его жизнь отныне – цепь унижений. Почему – «он» и «его»? Потому, что инициации прежде всего предназначены для испытания мужчин. Женщины иногда вовсе избавляются от каких-либо испытаний, а чаще тоже держат экзамены, но куда более лёгкие.

Инициации – проверка подготовки будущего воина и охотника к тяготам взрослой жизни. В то же время это не только экзамены, но обычно и уроки: в период инициаций подростков посвящают в обычаи, законы и тайны племени. В сопровождении пыток они, естественно, лучше запоминаются.

[См. ещё Психофизиология ближнего боя, http://www.pistoletchik.ru/mahalo/nippur.html там хорошо про стресс и обучение написано.]

У многих народов, перешагнувших ступень родового общества, испытания получают новый характер. Юноше дают какое-нибудь конкретное трудное задание. Или в качестве экзамена рассматривается участие в первом бою.

А нам с вами в прошлом – или будущем – пришлось (придётся) сдавать экзамены на аттестат зрелости. Само название говорит о их происхождении.

...

Итог статьи таков:
  • минимум наказаний для ребёнка
  • воспитание активности/инициативности
  • воинское воспитание
  • воспитание достоинства и умения отстаивать свою правоту

Частично это есть здесь: http://dima78.livejournal.com/tag/children (картинки: http://pics.livejournal.com/dima78/gallery/000036hw), продолжение следует.

Конечно, воинское воспитание это уже не мамино дело, всем этим должен заняться папа, но об этом в следующий раз.

По мотивам обсуждения в psy_baby, дало ли это что-то тем самым индейцам? Да! Хоть североамериканские индейцы и подверглись жестокому геноциду со стороны белых варваров и были практически уничтожены, южноамериканские индейцы ассимилировались с переселенцами, в том числе и в культурном плане. А до этого не раз давали решительный отпор захватчикам. Например, как это было в Парагвае. Напомню и причину падения Спарты – спартанцы банально зажрались, когда получили плоды своей победы и потеряли свой образ жизни. Да и нам удалось победить во второй мировой войне благодаря тому, что в те времена было выращено стойкое поколение борцов и строителей. Как только это воспитание было подточено, выросло поколение халявщиков и Советский Союз рухнул.

Ссылки по раннему развитию детей:
Tags: children, military
Subscribe

  • Дисковые войны

    Дисковые войны Поиграл с дитём в тарелку, которая летающая. Правильно посланный диск классно летает, возможны как хитрые подвыподверты так и…

  • Детско-головоломное

    Детско-головоломное Игрушки нашего детства, головоломки а-ля змейка, пирамидка, кубик-рубика, проволочки сцепи-расцепи :) У нас к сожалению не…

  • Правильная парта/стол для ребёнка

    Правильная парта/стол для ребёнка Называется ДЭМИ, dami-mebel.ru, парта-трансформер со стулом. Высота стола и стула регулируется, наклон стола…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments